Сообщение
mari-lance » 05 мар 2014 09:59
Индийское кино очень люблю, высоко ценю (и предпочитаю его кинематографу любой другой страны мира) с детства и на протяжении нескольких десятилетий. Но, в основном, это был Болливуд, который в современности меня всё более и более разочаровывает и отдаляет от себя. Таким образом, в поисках истинного, настоящего, чисто индийского, неамериканизированного кино, я начала интересоваться тем, а что же снимается на Юге Индии? Этот фильм нашла и посмотрела по совету одной из моих подруг, - тоже индоманки со стажем, которая, в отличие от меня, уже очень хорошо разбирается в южно-индийском кино, очень его любит и высоко ценит. Меня этот фильм очень заинтересовал и понравился, я даже не ожидала, что настолько понравится. С самых же первых кадров я просто «погрузилась с головой» в настоящую, неамериканизированную, этническую, настоящую, индийскую Индию, чему я была очень рада.
Сразу же, с самых же первых сцен, меня просто восхитила и покорила работа оператора. Давно я не видела такую потрясающе-волшебную операторскую работу в современном кинематографе. Перед оператором (или операторами?) снимаю несуществующую шляпу. (Мне самая пора начинать изучать, а кто у них там операторы, в южно-индийском кино). Понравилось и впечатлило (и это ещё слишком мягко сказано) просто одно то, как снято абсолютно всё: природа, танцевальные сцены, сцены празднеств, разные мельчайшие детали.
Фильм заинтересовал сразу же с самой первой сцены, когда отец учит старшую дочь танцевать, а потом приводит семью в храм и рассказывает легенду, - меня просто очаровали съёмки природы и храма, я смотрела, как заворожённая, я просто обожаю, когда Индия вот так снимает, «умеет подать», свою национальную культуру! (Смотрела и думала: пора мне из Болливуда на Юг перемещаться: на Юге-то, оказывается, о своих корнях, о своей родной национальной культуре пока ещё не забыли, несмотря на современность, какое счастье!)
Очень понравилось, что в фильме много чисто этнической, настоящей индийской музыки, - особенно интересно было наблюдать танцевальные эпизоды, так как я всегда интересовалась классическими индийскими танцевальными стилями. Сам сюжет фильма мне очень понравился, во-первых, хотя бы потому, что драма, а я большая любительница себе душу травить (а уж если кинофильм вызывает ещё и эмоции и слёзы – то это вообще замечательно). Понравился нестандартный, по-моему, сюжет, в основу которого положена древняя легенда (сразу пошла в Интернет читать об этом празднестве, и узнала много нового для себя). Понравился весь сюжет в целом, и особенно тронули сцены, в которых показаны взаимоотношения персонажей: любовь друг к другу, забота о ближнем вплоть до самопожертвования, если не видят другого выхода. Меня всегда поражало, что в индийском кинематографе способны показать правильные человеческие взаимоотношения, - в отличие от кинематографа любой другой страны. Где ещё, скажите на милость, в современном кинематографе (если брать шире – в современном искусстве) можно увидеть заботу о другом человеке, а не о себе, самопожертвование, а не самосохранение, взаимопомощь, а не конкуренцию, - где ещё, кроме как в индийском кинематографе? Уважение индийцев к своим корням, к своим национальным традициям тоже всегда вызывало моё уважение и интерес (даже если мне, европейцу, иногда не понять некоторые их традиции или не со всем согласна).
Поскольку из артистов я никого не знаю и смотрела с чистого листа, без каких бы то ни было ожиданий, симпатий или антипатий, то из актрис моё внимание сразу же приковала пенджабка Чарми и созданный ею цельный характер и привлекательный образ младшей сестры Чандракалы (для меня всегда было загадкой, кстати, где у мужчин глаза и мозги, - как можно не заметить такую девушку и (или) предпочесть ей других девушек?). Итак, на протяжении всего фильма мне было интереснее наблюдать именно за Чандракалой, и я сопереживала больше других именно ей. Более того, сюжетная линия, построенная на взаимоотношениях младшей сестры и главного героя, мне лично были гораздо интереснее, чем сюжетная линия со старшей сестрой. Считаю, что именно в Чандракале от природы (верующие люди скажут: от Бога) проявился потомственный дар, любовь и страсть к танцу, - старшая сестра в детстве не может сосредоточиться на занятиях танцем и постоянно отвлекается, а Чандракала бессознательно репетирует абсолютно везде. Например, очень понравилась и позабавила сценка, когда показывают уже подросшую Чандракалу: как она идёт с покупками, как она ловко лавирует между прохожими и как грациозно двигается, уже видны задатки будущей великой танцовщицы. Позабавило, как Чандракала старалась выпроводить из их дома незнакомца, который посмел не просто заявиться к ним в дом с дикими новомодными западными танцами, но и занять помещение её любимой сестры, которая там репетировала любимые и прекрасные, да к тому же и священные храмовые индийские классические танцы. И уж конечно, меня просто потряс, приковал к месту, финальный танец Чандракалы в стиле бхаратанатьям в храме: и сам танец, и съёмки храма и вообще всего богослужения смотрела, как заворожённая, очень красиво и качественно снято, звучит прекрасная, чисто этническая, музыка, что меня не может не радовать. Особенно запомнился момент, во время которого танцующей Чандракале бросают под ноги осколки, а она обязана продолжить танец, и Шивакесава в это время бросается на осколки своим телом, чтобы Чандракала могла продолжать танец, - когда она наступает на его тело, и они так продолжают продвигаться вперёд. Во время этой сцены у меня просто дыхание остановилось - да уж, только в Индии возможно сочетание подобной человеческой взаимопомощи одновременно с дикой немыслимой жестокостью. (Понимать-то я понимаю, что Чандракала в любом случае обязана продолжить танец, посвящая его Богам, даже если умрёт, - но вообще-то зачем, твердит мне мой разум европейца, можно ведь было бы остановиться, убрать осколки и только после этого продолжить, - но, видимо, в том-то и дело, что нельзя было, несмотря ни на что, необходимо было любой ценой продолжить танец, - любой.) После просмотра фильма финальный танец записала в мой личный фонд золотых сцен за всю историю всего индийского кинематографа в целом. Браво, Южная Индия, что тут скажешь, - и огромное спасибо к тому же всем, кто поставил и исполнил эту танцевальную сцену.
Главный герой фильма и артист Прабхас, его сыгравший, очень порадовали, я даже не знаю, кто больше - персонаж или актёр. У меня было ощущение, что я смотрю классический индийский кинофильм: если уж положительный герой, значит, положительный, безо всяких смешений амплуа, безо всяких нелепых поисков так называемого «глубокого смысла», как это стало модно в кинематографе современном, к сожалению. Артиста Прабхаса в действии, в движении, в игре, в фильме, вижу первый раз. Что сразу обратило моё внимание, так это какой он пластичный и музыкальный, как он двигается – это при таком-то гигантском росте и мощном телосложении. Молодец, ничего не скажешь, порадовал. Понравилось в нём так же и то, что внешне, чисто визуально, он выглядит по-мужски, мужественно (бесконечно устала в современном кинематографе любой страны от брутальных женщин и женственных мужчин - простите за прямоту! - и терпеливо ожидаю, когда же, наконец, эта современная мода прекратится, - а она прекратится, как и любая мода), а в некоторых сценах крупным планом очень обаятельный. Не говоря о том, что было очень интересно наблюдать за его игрой: по моему мнению, Прабхас из тех артистов, которые умеют играть лицом, взглядом, мимикой лица, - как это было раньше в классическом кинематографе у классических артистов, - а мне всегда нравились артисты, которые мимикой лица, выражением лица и глаз, могут сыграть, «сказать», показать всё без слов. Порадовало так же и то, что он - неамериканизированный, южный, каким его природа создала, а от его жестикуляции и мимики чисто южного человека я просто таю, как мороженое на батарее. Обожаю, когда южные люди - южные, а не американизированные. Давно я не вижу у современных индийских артистов жестикуляции и мимики чисто южных людей, почти все они в современности переделывают себя на американский манер, что меня очень и очень печалит. А тут вдруг какая для меня была приятная неожиданность - молодой южный красавец, да ещё и с чисто южной жестикуляцией и мимикой! Смотрела и радовалась, словно ребёнок, впервые увидевший индийское кино и впервые влюбившийся в кинематограф этой страны.
Очень заинтересовала и запомнилась сцена, в которой Шивакесава (это же надо додуматься такое имя главному герою дать, чтобы так огранично вплести в сюжет даже имя персонажа!) заклинает змею, а когда под конец этой сцены змея так уютненько, как воротничок, взяла и улеглась у него на плечах и полёживает себе, а он продолжает играть на флейте, - ну просто готовая статуя их Бога. Вообще было много сцен, которые запомнились: например, как он смотрит на Пурнами, когда только впервые увидел девушку, как он играет совместные сцены с возлюбленной, - особенно сцена, в которой у него на руках умирает любимая. Не очень убедительными показались сцены с врагами, когда артист пытается играть негативные эмоции, - не видела пока другие роли этого артиста, но вот уж кого из него не надо бы продюсерам и режиссёрам делать, так это «волка», не его это совершенно. Неубедительными также показались самые первые сцены, в которых Шивакесава только-только появляется в сюжете – шутит и смеётся, но ведь потом выясняется, что персонаж только что похоронил погибшую любимую. Не убедительно, считаю, что артист с самого начала мог бы (если бы захотел, или если бы был достаточно опытным) показать, сыграть, внутренний надлом, затаённую, непреходящую боль персонажа от гибели близкого человека, и только потом уже «переключиться» и дальше смеяться и шутить, раз уж надо делать вид, что у тебя всё распрекрасно и замечательно. Считаю, что изменения, происходящие с персонажем, должен был сыграть, показать, сам артист, а не зритель вместо артиста должен додумывать, складывать мысленно кусочки мозаики в единое целое. К сожалению, редко приходится видеть в современности, чтобы современные артисты это умели – в отличие от артистов классических - хотя и не знаю, с чем это связано у современных артистов.
Ну, и о любимой главного героя, по имени которой, собственно, и назван фильм.
Из минусов фильма (это только моё личное мнение): актриса Триша Кришнан и её персонаж Пурнами. На фоне младшей сестры и актрисы, её сыгравшей, - старшая сестра (Пурнами) и актриса (Триша Кришнан), сыгравшая эту роль, мне не очень понравились, обе (и персонаж, и актриса) показались не очень убедительными. Во-первых, как я уже упоминала, сюжетная линия, построенная на взаимоотношениях младшей сестры и главного героя, мне лично (это только моё личное мнение) были гораздо интереснее, чем сюжетная линия со старшей сестрой. Во-вторых, я считаю (это только моё личное мнение), артисты Прабхас и Триша Кришнан не очень подходят в пару. Но, с другой стороны, были сцены, которые понравились и убедили: например, в сцене, когда Пурнами уводит врагов, пришедших убивать Шивакесаву, от их дома, хотя прекрасно знает, что ей не удастся спастись, жертвует собой ради любимого – по-моему, в этой сцене актриса Триша Кришнан была более-менее убедительна. Короче, актриса Триша Кришнан пока оставила только противоречивые впечатления и их пара с Прабхасом - тем более. Хотя, с другой стороны, это может быть из-за самого сюжета и сценария: всё-таки большую часто фильма показывают очень цельный характер и привлекательный образ младшей сестры Чандракалы, с самого начала я сопереживала младшей сестре, а актриса Чарми так прекрасно играет эту роль (лично моё мнение), что я просто не смогла до конца принять её старшую сестру. Ну, а тот факт, что главному герою Чандракала нужна только затем, чтобы выполнить обещание, данное её погибшей сестре, лишь добавило моего сочувствия сестре младшей – Чандракале.
Вообще лично у меня сложилось мнение, что главная героиня данного фильма – это именно Чандракала, и я до последнего надеялась, что, может быть, главный герой оценит и полюбит младшую сестру Чандракалу. В этом смысле конец фильма меня немного примирил со всем этим, финал мне понравился и обнадёжил, очень надеюсь, что Шивакесава со временем поймёт и оценит, какое сокровище его жена Чандракала и сможет ответить на её любовь, ну, а как он любит дочку, это заметно уже сейчас.
Но в общем целом фильм мне очень понравился, и вполне возможно, что через некоторое время мне захочется пересмотреть его ещё раз, а для кинофильма, снятого в современности, это очень много.
P.S. Не могу не сказать несколько слов к прокатчикам и рекламодателям индийского кинематографа на территории России и стран постсоветского пространства в целом. Вам прекрасно известно, что фильмы производства Индии в наших странах не демонстрируют в кинотеатрах со времён уничтожения СССР, в результате чего зрительская аудитория сама вынуждена искать, переводить, советовать друг другу, и т. д., фильмы! Так научитесь, пожалуйста, наконец-то, правильно анонсировать фильмы! Для того, чтобы этот качественный во всех отношениях кинофильм нашёл свою аудиторию, в анонсе фильма необходимо было написать о том, что в фильме немаловажную роль играет классический южно-индийский танец бхаратанатьям! Но именно об этом в анонсе фильма – ни слова! Странно, горько и обидно, товарищи, дамы и господа!