"Я хочу сохранить то, что имею и вернуть то, что потерял."
Rediff, january 2000
Шах Рукх Кхан, при всей его суперзвездности, является одним из самых доброжелательных актеров, который, в отличие от многих других звезд, не делает вид, что очень занят, если у него есть свободное время.
Перед интервью, состоявшимся после одного сообщения, оставленного в голосовой почте его мобильного телефона и его ответа, последовавшего через 15 минут, Шах Рукх заверил, что свободен, хотя в действительности занимался 20-ю вещами и еще двести планировал.
К тому же, сейчас он является не только актером, но и продюсером. Близится выпуск фильма "Phir Bhi Dil Hai Hindustani", который продюсирует его производственная компания, и внимание звезды сосредоточено на заключительной обработке отснятого материала, на работе с дистрибьютерами, маркетинге и рекламных акциях.
На самом деле, давайте называть его суперзвездой. Потому что табличка, висящая на двери его кабинета, расположенного на четвертом этаже здания принадлежащей ему производственной компании, Dreamz Unlimited, гласит: СУПЕРЗВЕЗДА. К черту скромность!
Но если такая бравада своим статусом в мире кино не вызывает ассоциации с тщеславием, то только потому, что сам актер воспринимается как честный человек. И, если честно - разве парень не суперзвезда? Если это не так, то почему жители Карибских островов выстраиваются вдоль 35-километрового участка дороги от аэропорта до единственного хорошего отеля и приветствуют актера, скандируя его имя, когда он приезжает туда со своим шоу? У него на родине точно такая же эйфория.
В последнюю неделю 1999 года Комал Нахта встретился с человеком, который доминировал в кино последние пять лет тысячелетия и который должен продолжать делать это в течение многих лет и в новом тысячелетии. Во время беседы в своем кабинете Шах Рукх говорил об опыте в качестве продюсера, об актерской работе и многом другом.
Ограниченные выдержки из бесконечного разговора:
- Итак, как вы смотрите на новое тысячелетие?
- Честно говоря, я не вижу ничего необычного. Через четыре дня ничего не изменится - просто закончится один год и начнется другой. Я рассматриваю 1999 год как год гигантской проделанной работы - не с точки зрения числа моих релизов, а с точки зрения моей большой работы в качестве актера.
- И в качестве продюсера тоже?..
- Да, Шах Рукх Кхан и Азиз Мирза. Но для меня это был год успешной работы больше в качестве работника, чем в качестве продюсера и актера. Он был немного более беспокойным, чем обычно. Надеюсь, следующий год будет таким же. К тому же, в 2000-м году у меня будет пять премьер, выходят пять моих фильмов.
- Когда Вы больше волновались - когда вышел Ваш первый фильм, где Вы снимались как актер, или сейчас, когда Ваша компания впервые выступает продюсером?
- Как актер я никогда не волновался из-за премьеры. Честно говоря, выпуск фильма означает, что он отправляется в свободное плавание, человек уже не может его контролировать. Я стремился сделать такой фильм, который, по-моему, людям хотелось бы смотреть. Замечательно, если он станет хитом.
Однако, в настоящее время в качестве продюсера я нервничаю больше, чем когда-либо переживал в качестве актера. Я проявляю живой интерес к пост-производственным работам и маркетингу. Я верю в масштабную рекламу в американском стиле. Я не собираюсь убеждать мир, что это величайший фильм из когда-либо созданных, но я, естественно, собираюсь рекламировать его как самый лучший фильм.
Производством полностью управляет Яш-джи, финансами занимается Джей Мехта. Я вношу вклад в творческий аспект, который на самом деле является прерогативой Азиза Мирзы, но я тоже способствую ему в своем роде - не за тем, чтобы изображать себя умным актером или вмешиваться в процесс - просто потому, что я снимаюсь в этих фильмах.
Сегодня мы перешли к дублированию фильма. Джухи занимается печатной рекламой и контактирует со средствами массовой информации. Азиз занят музыкой к фильму. Я очень надеюсь, что людям понравится фильм, в котором мне нравилось сниматься. Не знаю, станет ли он коммерчески успешным или нет, понравится он или нет, но я знаю, что мы честно работали и нам очень нравилось над ним работать. Надеюсь, что у нас получился тот самый фильм, который мы хотели снять. Возможно, получилось 85 процентов от того, что мы планировали.
Но я уверен, что наш следующий фильм будет лучше. Кстати, мой самый большой враг - мой "следующий раз". Не побоюсь показаться нескромным, когда говорю, что мой следующий проект будет еще лучше, так же как не скромничаю, когда говорю, что нынешний фильм меньше следующего. Но я должен сказать, что мы все работали очень упорно. Мы никогда в жизни не работали так тяжело. Никто из нас не высыпался течение последних 40 дней! Я надеюсь, что все мы - я, Джухи, Азиз, Фара Кхан, Каран Джохар, Адитья Чопра, Maниш Малхотра, мои сотрудники - продолжим снимать подобные фильмы.
Я также понимаю, что главным условием для того, чтобы снимать такие фильмы, является определенное положение, и надеюсь, что наша компания займет такую позицию. Это произойдет, если "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" станет успешным. Я был бы счастлив, если бы наша производственная компания, Dreamz Unlimited, смогла занять такое же место, как, скажем, Яш Чопра или Барджатьи, может быть, на 10 уровней ниже, чем они. Но, уверяю вас, мой следующий фильм будет лучше, чем нынешний, как и все последующие фильмы будут лучше предыдущих.
- С учетом Вашей высокой востребованности в качестве актера, что побудило Вас сделать решающий шаг в кинопроизводство?
- Я не очень занятой актер. Я снимаюсь только в четырех фильмах в год. И так было с того самого дня, как я начал карьеру. За девять лет я снялся в 27 картинах. Решение о создании этой компании и этого фильма было довольно простым. Я многим обязан Азизу. Я жил в его доме целый год, после того как женился. У меня появились близкие друзья - Джухи Чавла, Салман, Чанки... и все они были добры ко мне, когда я был никем, ничего не ожидая от меня взамен. Я до сих пор помню, как мама Джухи испекла торт на мой день рождения. Затем, чуть позже, в моей жизни появились Яш Чопра, Раджив Мехра, Ракеш Рошан и Ратан Джейн.
Возвращаясь к тому, как я стал продюсером... это произошло совершенно случайно. Однажды мы встретились с Ратаном Джейном, который никак не связан с киноиндустрией. В ходе беседы он упомянул, что был бы не против вкладывать свои деньги в производство таких фильмов, как "Yes, Boss" режиссера Азиза Мирзы, где в главных ролях снимались мы с Джухи, потому что ему нравятся подобные фильмы. Вот тогда я и подумал, что мы должны начать верить в себя. Я решил, что, если посторонний так в нас верит, почему мы сами не должны верить в себя? В это время Азиз решил создать компанию по производству фильмов, и, так как он относится ко мне и Джухи как к своим детям, а также потому, что, по его словам, он собирается заработать на наших именах, он спросил нас, почему бы нам не стать партнерами.
Мы решили вместе сделать хороший, честный фильм. Название компании тоже пришло просто. В один прекрасный день мы отдыхали с друзьями. Азиз сказал, что в названии должна упоминаться мечта, потому что это именно то, что мы собираемся продавать. Так в названии появились Dreams. Азиз спросил: "Dreams Ltd?" Я ответил: "Пусть будет Dreams Unlimited (безграничные мечты)."
Санджай Чхел, Радж Дахима, Манодж - все они были друзьями. Они приступили к написанию сценария. Так началась работа. Мы отклонили первый вариант сценария, потому что решили сделать фильм немного масштабнее, чем планировалось первоначально. Но процесс начался.
Азиз, Джухи и я решили сложиться по 500000 рупий и положить их на счет в банке. Это было начало нашей компании. Яш-джи и Джей подсказали нам, что, если мы действительно серьезно приступаем к работе, мы должны оформить все документы в надлежащем виде. Они формально создали нашу компанию.
Мои друзья Каран, Маниш и Адитья узнали об этом и стали нам помогать. Например, заглавная песня - это работа Ади и Жатина-Лалита, о костюмах позаботились Каран и Маниш. Sony была настолько замечательна, что купила музыкальные права, а Кишор Лулла был еще более замечательным, купив права на зарубежном рынке. Замечательные не потому, что они заплатили нам хорошую цену, а потому, что они придали нам уверенности.
Честно говоря, я никогда не думал, что когда-нибудь стану продюсером. Однажды, возможно, режиссером - но продюсером? Этого я не мог себе и представить! Тем не менее, сейчас я рад, что так случилось. Возможно, мы создаем команду самых красивых и самых очаровательных продюсеров в стране!
Кроме шуток, в нас самих много добра - мы как одна семья. Эта компания напоминает мне о моей карьере, о моем первом успехе, которым я наслаждался. Я искренне надеюсь, что ее ожидает такой же старт, какой получила моя карьера. Труднее всего я работал в качестве продюсера - мы все очень много работали. Но Джухи и мне после тяжелой работы приходилось становиться перед камерой для съемок в других наших фильмах. Из-за "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" я на несколько месяцев отложил фильм Ади и Дэвида Дхавана... Но, несмотря на трудности, я готов продолжать.
- Вы уже пробовали себя в дистрибьютерской деятельности, но никогда не занимались этим бизнесом постоянно. Что заставило Вас окунуться в самую гущу производственной деятельности?
- Мне пришлось выступать дистрибьютором "Kabhi Haan Kabhi Наа", потому что никто не покупал кинофильм. У меня было 400 тыс. рупий, а цена фильма для Бомбея составляла 1,2 млн рупий. Тогда Ратан Джейн, Виджай Галани и я сложились по 400 тысяч и оформили дистрибьюторскую компанию на имя моей жены, Гаури. Мы заработали на этом фильме, поэтому купили другие киноленты - "Chaahat" и "Oh Darling Yeh Hai India". Но я не занимался постоянно ни производством фильмов, ни их распределением. Я не разбираюсь в бухгалтерии, как я смогу изо дня в день заниматься производством?
- Чье это было решение - добровольно снизить цену вашего фильма на территории CI - Ваше или Яш-джи?
- Очень ясно: я не делал этот фильм для зарабатывания денег. Если бы моей целью была прибыль, я снялся бы в паре рекламных роликов или сделал шоу и заработал столько же денег - вероятно, даже больше - всего за два-четыре дня. И я не самый высокооплачиваемый актер, как принято считать.
Я по-другому оцениваю фильмы. Деньги никогда не были важны для меня. Если мой фильм красивый, то для себя я оцениваю его в сто миллионов. Поверьте, зарабатывание денег для меня второстепенно. Как актер, я никогда не был слишком заинтересован в деньгах, я только хотел сниматься в хорошем кино. Я редко обсуждаю свою цену. Я предлагаю своим производителям выплачивать мне гонорар, соизмеримый с моей репутацией и их доходом. Ни один продюсер не может обвинить меня в спорах из-за денег. Теперь, когда у меня есть дом и многое другое, моя цель состоит в том, чтобы заработать достаточно денег и купить новое оборудование - кроме того, что мы приобрели для "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" - новые технологии и когда-нибудь снять в Индии фильм, отвечающий международным стандартам. Я мечтаю о том дне, когда Шекхару Капуру не нужно будет отправляться в Голливуд, чтобы снимать кино, потому что он сможет с успехом сделать это здесь.
Не хочу, чтобы меня обвинили, что я недостаточно сделал для кинопромышленности, которой обязан своим нынешним положением. Я предложил своим друзьям-режиссерам пользоваться моим оборудованием. Я решил, что цена "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" будет ниже, чем цена любого другого фильма с Шах Рукх Кханом в главной роли. Я не жадный. Да, я хотел быть уверенным, что мы не понесем потери, и мы, безусловно, не получили прибыль в несколько крор, как говорят в кулуарах.
После "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" мы сможем назвать производственный офис своим собственным. Сейчас же я просто хочу выпустить свой фильм. Снижением цены я хотел продемонстрировать моим дистрибьюторам, что, если они получают прибыль от нашего фильма, они должны действовать заодно с нами. Если Яш-джи снизил цену, это означает, что определенная территория не является благоприятной для такого фильма как "Phir Bhi Dil Hai Hindustani". Например, дистрибьютор Бихар, с которым мы вели переговоры, часто жаловался, что его территория не является благоприятной для моих фильмов. Я предложил Яш-джи не вступать с ним в переговоры, если он не уверен в успехе. Человек должен купить мой фильм, когда он действительно хочет этого, не иначе. Я понимаю, что наша компания получила большое преимущество из-за моего звездного статуса. Но я постоянно говорю моим партнерам, что если они извлекли выгоду из-за моего звездного статуса, то они также должны быть готовы получить много резких замечаний из-за него же. Здесь позвольте мне сказать, что "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" не является исключительно фильмом Шах Рукх Кхана.
- Как актер, насколько хорошо Вы можете предугадать кассовый успех своих фильмов?
- Обычно я не комментирую собственные фильмы. Но я отлично в них разбираюсь, лучше, чем вы.
- Только что Вы сказали, что хотите сниматься в хороших фильмах. Как вы определяете, какой фильм хороший?
- Буду предельно честным, если скажу, что не могу до конца прочувствовать ни сценарий, ни персонаж. Поэтому я просто работаю с хорошими людьми. У меня есть множество друзей, с которыми мне комфортно работать, и которые добросовестно относятся к своей работе. Одним из них является Дэвид Дхаван. Он не верит мне, когда я говорю, что мне нравится его честность в качестве режиссера. Ведь что такое фильм? Это продажа мечты. Мы говорим людям неправду, мы продаем им мечты.
- Значит ли это, что Вы работаете только с определенными людьми, а для остальных, кто, возможно, тоже хотел бы работать с вами, существует некий барьер?
- Ничего подобного. Я работаю с Шашилалом Наиром, Мансуром Кханом, Адеяманом, Дэвидом Дхаваном, а теперь и с Санджаем Лила Бхансали. Я никогда не работал с ними ранее. Но я не могу сделать больше, чем четыре фильма одновременно.
- Случалось ли, что Вы были воодушевлены во время подписания контракта на фильм, но по мере создания фильм уже не казался столь же захватывающим. Как Вы справляетесь с такими случаями?
- Фильмы никогда не переставали быть для меня интересными. Я приношу волнение на съемки. Я - привлекательный актер... переоцененный, преувеличенный, но не скучный. Я воодушевляю людей, никогда не теряю надежду. Если я чувствую, что во время работы над фильмом что-то идет не так, то я стараюсь играть лучше. По крайней мере, в 10-ти из 27-ми моих фильмов у меня было подобное чувство. Но я показывал все самое лучшее, на что был способен. Я не хочу чувствовать себя виноватым в провале фильма из-за того, что я не стал выкладываться в полную силу. Я всегда надеюсь, что звездная харизма в состоянии вытянуть фильм, несмотря на недостатки.
Но я также знаю, что неправильно, если актер верит, что он один может полностью вытянуть плохой фильм. Если мои фильмы преуспевают - это не из-за меня. Дилип Кумар или Амитабх Баччан могли с этим справиться, но не я. Мои фильмы успешны только потому, что они хорошие, а не потому, что в них играю я. Каждый актер должен понимать, что никогда не сможет быть больше, чем его фильм.
- В свете того, что Вы говорите, разве не парадокс, что звездам до сих пор платят во много, много раз больше, чем создателям фильма - сценаристам и режиссерам?
- Это дихотомия киноиндустрии. Здесь не существует гарантии, что предмет искусства будет оценен, если он не продается. В конце концов, хорошим считается только успешный фильм. Фактически, коммерческий аспект является настолько сильным, что для выпуска на рынок фильм должен быть хорошо упакован. Как только вы выходите на кинорынок, вы должны позаботиться об упаковке. И упаковка должна быть красивой.
Как и красота, слава тоже на виду. Арнольду Шварценеггеру всегда заплатят больше, чем Джеймсу Кэмерону. Есть, конечно, некоторые режиссеры, которым также щедро платят, но в таком случае они сами по себе являются звездами. Фильм походит на любой другой коммерческий продукт, скажем, на мыло. Качество большинства видов мыла более или менее похоже, все они имеют приятный запах, но люди платят больше за то, которое красиво упаковано. Люди становятся участниками маркетинга. Кино - это форма искусства, которое в этом коммерческом мире продается в красивой упаковке. В противном случае, на главные роли приглашались бы Салим-Джавед или Санджай Чхел.
- Вы действительно не уверены, что являетесь номером один?
- Был бы уверен, если бы жил в раковине или в башне из слоновой кости. Но я не забираюсь в раковину, не живу в башне. Я поглощен своей работой. В этом отношении я похож на Дэв-сааба (Ананда). Однако, я знаю, что, когда в моей карьере начнется спад, это займет некоторое время, я не потеряю верхнюю позицию в один день. Меня не мучают страхи и бессонница. Я искренне полагаю, что если вы работаете, это будет работать на вас. В противном случае вы можете быть уничтожены. Мне становится не по себе, когда я представляю, что люди не будут меня узнавать, что они перестанут улыбаться, увидев меня. Но я знаю, что этого не случится, потому что я работаю. Улыбки будут всегда. Я достаточно благоразумен, чтобы не подсчитывать количество букетов, которые получаю на мой день рождения, я не оцениваю свою популярность по количеству моих фотографий на обложках журналов, меня не приводит в восторг, что моя песня находится на седьмой позиции хит-парада.
- Чего ожидает публика от фильма Шах Рукх Кхана?
- Шах Рукх Кхана, Фары Кхан и Халида Мохаммеда... я думаю, что они ожидают открытости и честности от моих фильмов. Честность (в моем понимании того, что они ожидают) - в том, что я не стремлюсь выделяться. Махеш Бхатт однажды сказал мне прекрасную вещь, о которой, я думаю, также говорил Майкл Кайнес: "Как только кто-то купил билет, чтобы увидеть ваш фильм, он уже относится к вам как к Богу, он поставил вас на очень, очень высокий пьедестал. Поэтому вы не должны еще раз напоминать ему, что вы - Бог. Если вы это сделаете, он никогда не будет любить вас."
Я постараюсь не напоминать своей аудитории, что я Шах Рукх Кхан. Лучше всего держать перед зрителями зеркало и говорить: "Это вы!". Если я понравился людям в моих фильмах, то потому, что я мог убить, как обычный человек, мог поскользнуться на банановой корке, мог спрятаться за спиной девушки, чтобы спасти свою шкуру от злодея, я мог делать все, что может делать обычный человек. Честно говоря, я не против делать на экране все что угодно.
Я считаю, что невозможно быть слишком хорошим там, где вы - лучший. Мне говорят, что я популярен, потому что сексуален, потому что у меня на щеках ямочки, и т.д. и т.п., но я думаю, что это просто ярлыки, которые придумывают люди и средства массовой информации. Я популярен благодаря тому, что делаю на экране. Вот почему я никогда не стыжусь того, что сделал перед камерой, но и не горжусь этим. На днях мой друг сказал, что я не должен повторяться в моих фильмах. Не понимаю, почему. Я понравился зрителям за то, что я сделал, за то, какой я сегодня - как я могу прекратить делать именно это? Это будет обман публики.
- Чему научило Вас продюсерство, чего нет в актерстве?
- Я всегда был актером продюсеров. Я никогда не конфликтовал с продюсерами. Во-первых, я великодушный человек, к тому же понимаю, как трудно вложить куда-то дополнительный доллар. О, я не высмеиваю своих продюсеров. Я безумно много потратил для производства нашего фильма. Мне нужна такая команда, как Джухи и Азиз, чтобы контролировать меня - такого, каким они меня сделали. Но в качестве продюсера я понял, что фильмы должны сниматься быстрее. Это лучший путь. Я обещаю, что мой следующий фильм будет создан с еще большей теплотой.
- Планы Dreamz Unlimited ограничиваются созданием фильмов или компания будет осваивать и другие территории?
- Нет, Азиз, Джухи и я хотим только снимать фильмы. Если наш первый фильм будет успешен, в следующий раз мы снимем более масштабный фильм. Если, не дай Бог, что-то пойдет не так, мы снимем небольшой фильм. Я также хочу что-то сделать для театра, возможно, построить театр.
- Какие-то планы тысячелетия для себя?
- Шах Рукх Кхан в "Phir Bhi Dil Hai Hindustani". Да, начать тренировки. Мне нужно сбросить вес. Действительно, я должен выглядеть как герой - в настоящее время я похож на продюсера. Мне также нужно проводить немного больше времени со своей семьей. Я многому научился у детей и хочу узнать намного больше от моего сына Арьяна. Дети не знают, что правильно, а что неправильно. И все же, если в фильме ребенок-актер может заставить вас смеяться или плакать, он должен быть лучшим актером. Он не пользуется никакими методами игры, никакими расчетами.
Дети так милы. Возможно, дети потому мои самые большие фанаты, что я многое от них перенимаю. Недавно я попросил Арьяна повторить за мной: "Папа, я тебя люблю." Он сказал мне: "Папа, я люблю тебя», и на одном дыхании продолжил: "Смотри, бабочка", указывая на бабочку. Разве это не удивительно? Мы, герои и героини делаем паузы, прежде чем сказать слова "Я люблю тебя" - и после них. В объятиях моего сына так много чистоты. Я хотел бы обнимать свою героиню так же, с той же непосредственностью и совершенной чистотой. Дети являются самыми невинными представителями человечества, они ближе к Богу.
Я надеюсь, что в новом тысячелетии я верну непосредственность, которая была во времена "Deewana". Знаю, что в этом фильме я неуклюже танцевал, мои костюмы были ужасны, моя прическа была отвратительной, но во мне были те чистота и неопытность, благодаря которым мир принял меня. Я хочу вернуть это. Если сегодня новички не становятся звездами, то только потому, что они слишком методичны. Их чувство стиля безупречно, они изучают танец и становятся экспертами еще до выхода их первого фильма, их игра и походка хорошо отрепетированы. Все это прекрасно, но зрители знают, что каждый может этому научиться. Если вы хотите им понравиться, вы должны показать что-то типичное только для вас. Вы должны показать, что немного отличаетесь, что кое-что присуще вам и только вам, что это никто не сможет повторить.
В новом тысячелетии я хочу сохранить то, что у меня есть, вернуть и восстановить то, что потерял. Я хочу вернуться в детство. Да, это мой план на тысячелетие...
источник:
http://m.rediff.com/movies/2000/jan/13srk.htm перевод LudmilaGros, специально для форума Индия ТВ