Сообщение
Корчагов » 01 авг 2017 16:45
Обращение в никуда
(Один в поле не воин ...)
Хотелось бы осмыслить эту душераздирающую ситуацию с "Возвращением Индийского кино в Россию". Слишком много трёпа на эту тему, а результата никакого. В Индии ежегодно производится более тысячи фильмов. По этому показателю Индия занимает первое место в мире, опережая даже США и Китай. Фильмы выходят на 12 наиболее распространённых языках и выпускаются не только в Бомбее (теперь Мумбаи), но и в Мадрасе (Ченнаи), Калькутте (Колката), Хайдерабаде, Бангалоре (Бенгалуру) , Тривандруме (Тхируванатхапурам) и других центрах производства.
До развала СССР в течение почти полустолетия (впервые индийский фильм "Дети Земли" -"Dharti Ke Lal", 1946, реж. Ходжа Ахмад Аббас вышел в советский прокат в 1949 году) на многочисленных экранах советских кинотеатрах и телеканалах, на видеокассетах демонстрировались дублированные на русский язык и даже на языки некоторых национальных республик почти 250 индийских фильмов, которые имели неизменный успех у советской аудитории.
Однако впоследствии в результате пренебрежительно - снисходительного отношения к индийскому кинематографу и примитивного низкопоклонства перед Голливудом всё рухнуло.
Почему 25 лет назад в России внезапно исчезли отовсюду индийские фильмы: с экранов кинотеатров и телевидения, с дисков, из памяти современного поколения зрителей, которому скоро будет 25 лет? Или внезапно канули в вечность поклонники индийского кино, как утверждают космополиты из СМИ России? Или это - дело рук пронырливых агентов Голливуда, заполонившим российские экраны своим криминальным и псевдо - фантастическим дерьмом. Но так или иначе последний индийский фильм демонстрировался на экранах советских кинотеатров 25 лет тому назад.
На данный момент любители индийского кино могут увидеть индийские картины только на трёх спутниковых коммерческих телеканалах и в Интернете на пиратских on line. Криминальные бизнесмены не считаются ни с какими авторскими правами. Правоохранительные органы России не обращают на это никакого внимания, а деятели индийского кинематографа, наверно, рады, что в России ещё не забыли о существовании индийского кино.
Конечно, индийские фильмы ещё можно увидеть на сезонных Неделях или Фестивалях индийского кино, которые время от времени накануне знаменательных дат устраивают Министерство культуры Российской Федерации и иногда даже посольство Индии в Москве.
В 2014 году в благородное дело Возвращения индийского кино в Россию включился режиссёр и продюсер Сарфараз Алам, выпускник Российского университета дружбы народов (РУДН) и New York Film Academy. Благодаря его благородной инициативе и самоотверженным усилиям в Москве в 2014, 2015 и 2016 году прошли Три Фестиваля индийского кино.
В недалёком будущем Сарфараз Алам в рамках IFF - R (Indian Film festival Russia) собственными усилиями, особенно не рассчитывая на поддержку посольства Индии в Москве, Культурного центра им. Джавахарлала Неру (JNCC), Министерства культуры Российской Федерации и Союза кинематографистов Российской Федерации собирается проводить в Москве грандиозный Фестиваль индийского кино. Он приглашает в Москву шесть самых лучших индийских фильмов, а также их создателей: актёров. актрис и режиссёров, которые получат призы за лучшие мужские и женские роли, за режиссуру и лучший фильм. На этом Фестивале Сарфараз Алам покажет свой фильм "Слёзы Нандиграма" ("Chokher Paani - Tears of Nandigram").
Что делать? Как преодолеть это равнодушно - пренебрежительное отношение к индийскому кинематографу?
Почему никак не проявляет себя Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор ОАО (бывшая компания Совэкспортфильм)? Зачем, спрашивается, компании "Центр Партнершип" нужно было связываться с компанией "Эрос Интернэшнл" (один офис этой компании находится в Мумбаи. другой - в Лондоне) и объявлять о стратегическом сотрудничестве? Неужели теперь всё сотрудничество с Индией в области кинематографа будет зациклено в Индии на этой компании, а в России на так называемом "ООО Индиан филмс", ставшим стратегическим партнёром "Центр Партнершип"?
В 2006 году в мире начался процесс создания союза стран, расположенных на разных континентах, который впоследствии получил название БРИКС. Сегодня в него входят пять стран: Бразилия, Россия, Индия , Китай и Южно - Африканская Республика, и в России начался так называемый "Поворот на Восток". В 2015 году в Уфе на VII саммите БРИКС премьер - министр Индии Нарендра Моди предложил проводить в странах БРИКС международные кинофестивали с участием фильмов этих стран. Первый международный кинофестиваль стран БРИКС состоялся в сентябре в Дели. Второй - в июне 2017 г. В Китае, в Чэнду, административном центре провинции Сучуань. Третий решили проводить в Бразилии. Может быть, в 2019 или 2020 году очередь до этого дойдёт и до России.
Кирилл Разлогов, президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов Российской Федерации, программный директор Московского международного кинофестиваля проявил инициативу и внёс первый весомый вклад в дело Возвращения индийского кино в Россию.Впервые в истории Московских международных кинофестивалей на открытии 39 ММКФ демонстрировался индийский фильм - приключенческая эпическая сага "Бахубали. Завершение" (2017. реж. С.С. Раджамоули). Впервые во внеконкурсной программе этого киносмотра был цикл индийских фильмов под названием "Кино регионов Индии", шесть картин, снятых на телугу, английском. хинди, гуджарати. каннада и ассами.
К сожалению, ни один журналист. ни один кинокритик не написал ни строчки об этой уникальной программе. Мне как куратору этой внеконкурсной программы мало что удалось сделать. Мою обзорную статью в связи с недостатком места не опубликовали даже в газете "СК - Новости", органе Союза кинематографистов России. Если мне не изменяет память, то за всё время существования этой газеты в ней не было ни одного материала об индийском кинематографе.
Один в поле не воин. Может быть, кто - нибудь ещё выйдет на битву за Возвращение индийского кино в Россию.
Юрий Корчагов.
01.08.17